Исследование опыта государственно-частных партнерств в сфере ИТ в России
01.12.2017
Показать оглавление
Поделиться

Определения, акронимы и сокращения

 

Определение, акроним, сокращение Расшифровка
ИТ (IT) Информационные технологии
ГЧП Государственно-частный партнёрство
ПО Программное обеспечение
ОГВ Органы государственной власти
ПФР Пенсионный фонд России
МВД Министерство внутренних дел
ФНС Федеральная налоговая служба

 

Общие сведения

На федеральном уровне на протяжении последних 15 лет регулярно ставятся задачи по информатизации не только предоставления государственных (муниципальных) услуг, но и по внедрению информационных систем и аппаратно-программных комплексов в различные социально-экономические сферы, а также в сферу обеспечения безопасности.

В условиях высокой стоимости реализации IT-проектов, повышающей нагрузку на бюджеты всех уровней, назрела необходимость создания и модернизации информационных систем и технологий с использованием механизмов государственно- частного партнерства. Наиболее перспективным и используемым на практике в других сферах инструментом является концессионное соглашение. В отсутствие возможности заключения концессионных соглашений в отношении информационных систем, иногда проекты, ключевой задачей которых является создание IT-инфраструктуры, структурированы как отраслевые проекты. Так, например, на региональном уровне как проекты в сфере автодорожной инфраструктуры структурируются проекты по фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, проекты создания систем весового и габаритного контроля за движением большегрузного автотранспорта, а также проекты по созданию систем управления платным парковочным пространством. Кроме того, многие проекты по созданию и эксплуатации информационных систем потенциально могут быть реализованы по концессионному сценарию. [1]

 

Предыдущие опыты ГЧП в ИТ

Государственно-частное партнерство (ГЧП) было перспективным ещё до 2016 года, однако такое сотрудничество имело ограниченный потенциал. В частности, по мнению экспертов, механизм ГЧП был прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса. Главной же проблемой являлась юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством. Кроме того, законодательство было устроено достаточно консервативно и в ряд задач, которые государство могло бы и хотело бы отдать на аутсорсинг бизнесу, войти коммерческим компаниям невозможно из-за нормативных ограничений.

Для динамичного развития ГЧП была необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития. По мнению экспертов, возможно даже был необходим выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок. [2]

Наиболее заметные ГЧП-проекты по состоянию на 2016 год реализовывались в Московской области. В частности, это создание системы оплаты проезда в общественном транспорте (партнер — «Сбербанк«), видеофиксации нарушений правил дорожного движения (партнер «МВС Груп«), ИТ-системы ЖКХ и электронных дневников (партнер — «Ростелеком«).

ГЧП в государственной информатизации развивалось параллельно секвестированию ИТ-бюджетов, и служит весьма надежной антикризисной мерой. Интерес к данной модели проявляют крупные банки и телекоммуникационные компании, готовые вкладывать свои деньги в гос информатизацию, а в качестве их подрядчиков могут выступать уже ИТ-компании.

Российский рынок информатизации госсектора в 2016 году находился на переломном этапе. Его рублевый объем сохраняет стабильность, но учитывая подорожание иностранных ИТ-продуктов, заказчики могли позволить себе гораздо меньше, чем еще два года назад. В этой связи серьезно меняется структура спроса – новые проекты стали запускаться реже, фокус сместился на развитие внедренных решений и оптимизацию инфраструктуры. Ведомства все чаще обращают внимание на открытое программное обеспечение и присматриваются к модели государственно-частного партнерства.

 

ГЧП в ИТ сегодня

На сегодняшний день в реестр ФГИС Минкомсвязи России внесены 339 федеральных информационных систем. На региональном уровне создано более 1200 региональных ГИС. При этом почти каждая созданная ФГИС и РГИС требует существенных затрат бюджетов на ежегодное обслуживание, доработку и сопровождение. Передача части информационных систем (имеющих возможность извлечения коммерческого дохода) концессионеру или частному партнеру позволяет обеспечить существенную экономию бюджетных средств. [1]

Соответственно, потребность реализации IT-проектов подтверждена как государством, так и рынком. Поправки в законодательство, позволяющие заключать концессионные и ГЧП- соглашения в сфере IT, обсуждались как минимум последние 3 года и являются наиболее ожидаемым нововведением в концессионное законодательство.

24 апреля 2017 года по инициативе депутатов Государственной Думы Н.П.Николаева, Ю.А.Петрова, Д.В.Сазонова, А.В.Чернышева на рассмотрение Государственной Думы РФ внесен законопроект № 157778-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает в качестве объекта соглашений государственно- частного партнерства и концессионного соглашения следующие объекты IT- инфраструктуры: [3]

  1. центры обработки данных;
  2. программы для ЭВМ, базы данных, а также обеспечивающие их эксплуатацию и (или) являющиеся источниками данных технические средства (в том числе в составе сайтов в сети «Интернет» и государственных информационных систем или их совокупности.

В случае создания объекта по модели ГЧП или концессии, затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы ИТ-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний ИТ-рынка, а в договоре предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного/модернизированного им продукта. При этом сохранится социальная значимость объекта – доступ к той или иной электронной системе госуслуг может получить любой желающий.

Так, как результат работы ГЧП, создание и развитие 10 самых дорогих информационных систем обошлось государству в 15,4 млрд руб. в 2015-16 гг., эксплуатация и модернизация – еще в 43,4 млрд руб. В их числе система Пенсионного фонда РФ, системы Фонда социального страхования, Федерального казначейства, таможенных органов и пр. Для сравнения, около 100 млрд руб. будет стоить государству программа продовольственной помощи малоимущим.

Принятие таких поправок в законопроекты также способствует выполнению поручения президента №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика России», где будут предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ. [4]

 

Регулирование ГЧП

Помимо рассматриваемого законопроекта, существует внушительное количество нормативных актов, которые в той или иной степени регулируют вопрос государственно-частного партнерства. Вот некоторые из них:

  1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017)); [5]
  2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017)); [6]
  3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017)); [7]
  4. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017); [8]
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 26.10.2017)); [9]
  6. Закон Московской области «Об участии в государственно-частном партнерстве» (Закон Московской области от 22 июня 2013 года №64/2013-ОЗ); [10]
  7. Закон Санкт-Петербурга «Об участии в государственно-частных партнерствах» (Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100) [11]
  8. и другие нормативные акты федерального и регионального уровней.

Федеральный закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», несмотря на то, что ранее принятые законодательные акты продолжают действовать, данный закон призван занять центральное место в регулировании государственно-частного партнерства. Поэтому имеет смысл сказать о нем несколько слов. [12]

Цель: привлечение инвестиций в российскую экономику, повышение качества товаров, работ, услуг.

Субъекты:

  1. публичный партнер – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, от имени которых выступают соответствующие органы власти.
  2. частный партнер – российское юридическое лицо.

Не могут быть партнерами государственные и муниципальные предприятия и учреждения, государственные компании, государственные корпорации, коммерческие организации, находящиеся под государственным или муниципальным контролем, а также фонды, созданные государством или муниципалитетами либо находящиеся под их контролем.

Форма: Соглашение о государственно-частном партнерстве, которое представляет собой гражданско-правовой договор, основанный на принципе равенства сторон.

Соглашение заключается по результатам участия в конкурсе либо без конкурса, если частный партнер является инициатором проекта.

Объекты:

  1. частные автомобильные дороги, мосты, объекты дорожного сервиса;
  2. транспорт общего пользования;
  3. объекты железнодорожного транспорта;
  4. объекты трубопроводного транспорта;
  5. морские и речные порты;
  6. морские и речные суда;
  7. воздушные суда, аэродромы, аэропорты;
  8. объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  9. гидротехнические сооружения, платформы, искусственные острова;
  10. подводные и подземные технические сооружения, линии связи и коммуникации;
  11. объекты здравоохранения;
  12. объекты образования, культуры, спорта, отдыха и туризма;
  13. объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  14. объекты благоустройства территорий;
  15. мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры;
  16. объекты производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Нетрудно заметить, что в перечень объектов для государственно-частного партнерства не вошли объекты IT-инфраструктуры. Это странно, учитывая то внимание, с которым государство относится к IT-отрасли последние годы. Как раз законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” должен исправить это.

Кроме того, нельзя забывать, что новый закон не является единственным в регулировании государственно-частного партнерства. Сотрудничество между государством и бизнесом в сфере информационных технологий возможно строить на базе других законодательных актов, о которых также упоминали.

В любом случае, тот факт, что законодатель «забыл» про IT-сферу при подготовке закона не должно сказаться на развитии проектов на базе государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий.

Обзор рынка ГЧП

Практический опыт и перспективы развития ГЧП в ИТ

Рисунок 1. Статистика реализации проектов ГЧП в России
Рисунок 1. Статистика реализации проектов ГЧП в России

Несмотря на то, что сфера ИКТ занимает всего 1% от общего числа реализованных проектов, инвестиции сферы ИКТ составляют более 3%

Рисунок 2. Статистика реализации проектов ГЧП ИТ-сферы в России
Рисунок 2. Статистика реализации проектов ГЧП ИТ-сферы в России

 

Одной из самых динамичных, не только в общеэкономическом масштабе, но и в контуре инфраструктуры, считается информационно-коммуникационная сфера. В 2015 году стартовали проекты по созданию систем контроля безопасности ПДД, весогабаритного контроля, комплексной системы взимания платы, проект “Платон”. Сегодня в этой сфере также реализуются проекты, направленные на поддержание общественного порядка и безопасности.

Статистика реализации проектов ГЧП ИТ-сферы в России (с объемом инвестиций)
Рисунок 3. Статистика реализации проектов ГЧП ИТ-сферы в России (с объемом инвестиций)

На рисунке выше приведена статистика по реализациям ГЧП проектов.

Основные участники рынка ГЧП

Ростелеком

Ростелеком является одним из крупнейших и самых активных игроков на рынке ГЧП в сфере ИТ. Ростелеком проводит крупнейшие конференции, посвященные развитию ГЧП ИТ-проектов в РФ, всячески освещает и продвигает эту тему, дает рекомендации, связанные с открытием больших возможностей в этой сфере.

Пути решения задач в сфере информатизации:

Направления в сфере информатизации и пример ИТ-систем
Рисунок 4. Направления в сфере информатизации и пример ИТ-систем

 

Наиболее часто выбираемые договорные формы для реализации инвестиционных ИТ-проектов:

Договорные формы и риски, связанные с ними
Рисунок 5. Договорные формы и риски, связанные с ними

 

Примеры инвестиционных проектов в сфере информатизации по формам ГЧП

Рисунок 6. Примеры инвестиционных проектов
Рисунок 6. Примеры инвестиционных проектов

 

Примеры инвестиционных проектов в сфере информатизации в рамках иных договорных форм

Рисунок 7. Примеры инвестиционных проектов в рамках других договорных форм
Рисунок 7. Примеры инвестиционных проектов в рамках других договорных форм

 

Опыт и перспективы инвестиционной деятельности ПАО “Ростелеком”

Рисунок 8. Опыт и перспективы инвестиционной деятельности Ростелекома
Рисунок 8. Опыт и перспективы инвестиционной деятельности Ростелекома

 

Основные факторы, мешающие росту количества инвестиционных проектов в ИТ

Рисунок 9. Факторы, мешающие большему росту ГЧП в ИТ-сфере
Рисунок 9. Факторы, мешающие большему росту ГЧП в ИТ-сфере

 

Основные проблемы применения форм ГЧП для реализации проектов в сфере ИТ

Рисунок 10. Проблемы в законодательстве в сфере ГЧП в ИТ

 

Основные проблемы применения законодательства о контрактной системе

Рисунок 11. Основные проблемы законодательства в контрактной системе
Рисунок 11. Основные проблемы законодательства в контрактной системе

 

Проблемы применения законодательства об инвестиционной деятельности

Рисунок 12. Проблемы законодательства в инвестиционной сфере
Рисунок 12. Проблемы законодательства в инвестиционной сфере

 

Рекомендуемый Ростелекомом комплекс мер по увеличению инвестиционных ИТ-проектов

Рисунок 13. Рекомендуемые меры для роста ЧГП в ИТ-сфере
Рисунок 13. Рекомендуемые меры для роста ЧГП в ИТ-сфере

ГК Ланит

«ЛАНИТ» — одна из крупнейших групп компаний на российском рынке информационных технологий. Предоставляет широкий комплекс ИТ-услуг, обеспечивающих этапы выполнения проекта от разработки и внедрения до обучения персонала и сервисной поддержки. Основана в 1989 году. Штаб-квартира расположена в Москве. Название компании происходит от «ЛАборатория Новых Информационных Технологий».

Уже сегодня во многих крупных инфраструктурных проектах имеется ИТ-составляющая, доля которой будет только расти. ЛАНИТ участвует во многих сложных комплексных проектах, включающих стройку, инженерные работы и создание ИТ-систем. Среди проектов, реализованных нами по схеме государственно-частного партнерства, – создание платного парковочного пространства Краснодара и Ставрополя на базе ИТ-платформы собственной разработки. В основном Ланит занимается следующими ГЧП-проектами:

Разработка и поддержка IT-систем:

-создание и развитие портала государственных закупок;

-создание ИТ-платформы для стадиона «Открытие арена»;

-создание Бюро страховых историй;

-разработка государственной информационной системы ЖКХ;

-разработка и развитие Единой медицинской информационно-аналитической системы г. Москва.

Масштабные инженерные решения:

-оснащение информационными системами космодрома «Восточный»;

-создание высокотехнологичного пространства для Корпоративного университета Сбербанка.

Среди проектов, реализованных по схеме государственно-частного партнерства, – создание платного парковочного пространства Краснодара и Ставрополя на базе ИТ-платформы собственной разработки. Другие примеры проектов: [13]

Заказчик Проект
Ростелеком, ОАО, Смоленский филиал Перевод государственных услуг в электронный вид и модификации электронных форм заявлений на получение государственных (муниципальных) услуг на Едином и Региональном порталах государственных и муниципальных услуг (функций) в Смоленской области 
Ростелеком, ОАО, Смоленский филиал Перевод государственных услуг в электронный вид на базе Единого и Регионального порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и по развитию межведомственного взаимодействия на основе системы межведомственного электронного взаимодействия 
Ростелеком, ОАО, Саратовский филиал Разработка функционального модуля системы исполнения регламентов «Консолидированная отчетность» 
Ростелеком, ОАО, Саратовский филиал Поддержка межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг 
Ростелеком, ОАО, Саратовский филиал Разработка и модификация интерактивных форм заявлений на получение (предоставление) государственных услуг на Едином и Региональном порталах государственных и муниципальных услуг (функций) 
Ростелеком, ОАО, Саратовский филиал Внедрение межведомственного электронного взаимодействия администраторов доходов Саратовской области с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах 
Ростелеком, ОАО, Краснодарский филиал Перевод муниципальных услуг в электронный вид для администрации Краснодара 
Ростелеком, ОАО, Краснодарский филиал Перевод государственных услуг в электронный вид и обеспечению межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде при предоставлении государственных услуг Краснодарского края 
Ростелеком, ОАО Комплексный сервис по предоставлению системы исполнения регламентов (СИР), библиотеки региональных адаптеров, сведений для федеральных органов исполнительной власти и поддержки в актуальном состоянии модулей для обмена сведениями между региональными орган 
Ростелеком, ОАО, Краснодарский филиал Разработка сервиса для предоставления сведений и маршрутизации электронных заявлений на ЕПГУ (РПГУ) 
Ростелеком, ОАО Перевод муниципальных услуг в электронный вид и обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде при предоставлении муниципальных услуг 
Ростелеком, ОАО Перевод муниципальных услуг, предоставляемых на территории Республики Дагестан, в электронный вид 
Ростелеком, ОАО, Рязанское отделение Развитие инфраструктуры РСМЭВ Рязанской области в части обеспечения функционирования МФЦ Рязанской области 
Ростелеком, ОАО, Приморский филиал Внедрение автоматизированной информационной системы автоматизации деятельности МФЦ Приморского края 
Ростелеком, ОАО, Екатеринбургский филиал Внедрение автоматизированной информационной системы автоматизации деятельности МФЦ Свердловской области 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Юг» Внедрение информационной системы муниципального реестра муниципальных услуг 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Юг» Маршрутизация электронных заявлений для обеспечения предоставления государственных услуг Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в электронном виде 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Волга» Обеспечение взаимодействия информационных систем и ресурсов органов государственной власти Республики Дагестан в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде и решения задач государственного управления 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Юг» Услуги по эксплуатации региональной инфраструктуры электронного правительства в Республике Дагестан и Краснодарском крае 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Юг» Перевод первоочередных социально значимых (наиболее массовых) государственных и муниципальных услуг в электронный вид и обеспечению межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде при их предоставлении 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Юг» Перевод государственных услуг в электронный вид и обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Волга» Внедрение межведомственного и межуровневого электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Саратовской области на базе системы исполнения регламентов ОАО «Ростелеком» 
Ростелеком, ОАО, Саратовский филиал Перевод в электронный вид государственных (муниципальных) услуг, оказываемых в Саратовской области 
Ростелеком, ОАО Опытно-конструкторские работы по теме «Развитие облачного сервиса автоматизации многофункционального центра» 
Ростелеком, ОАО Развитие и организационно-методическое сопровождение федерального реестра государственных и муниципальных услуг 
Ростелеком, ОАО, Смоленский филиал Эксплуатация и развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства Смоленской области 
Почта России, Управление Федеральной почтовой связи г. Москвы Модернизация ИТ-инфраструктуры Московского филиала Почты России 
Ростелеком, ОАО, центр, макрорегиональный филиал Эксплуатация и развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства 
Ростелеком, ОАО, макрорегиональный филиал «Урал» Внедрение АИС поддержки деятельности МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с использованием облачного сервиса 07.МФЦ 
Ростелеком, ОАО Перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг для Челябинской и Курганской областей 
Ростелеком, ОАО, центр, макрорегиональный филиал Создание модуля процессинга оплат 
Норильск-Телеком, ООО Консалтинговые услуги по комплексной автоматизации 
Газпром информ, ООО Миграция службы сетевых файлов и печати ИВС с операционной платформы Novell Netware на операционную платформу Microsoft Windows 

*актуально 10.11.2017

Источник: ГК Ланит

Систематика

ГКС (АО «Группа Систематика») — российский ИТ-холдинг, предоставляющий широкий спектр услуг в области информационных технологий. Деятельность Группы направлена на предоставление полного комплекса ИТ-услуг как для государственных структур и крупных компаний и холдингов, так и для предприятий среднего и малого бизнеса различных отраслей экономики.

Проекты в госсекторе:

  • Компания внедрила проект «Социально-платежная карта «Югра», ставший лауреатом премии CNews Awards 2007 в номинации «Современная страна».
  • Была разработана автоматизированная информационная система «Социальный регистр населенияСанкт-Петербурга» для администрации Санкт-Петербурга.
  • Для центрального избирательного комитета РФ был создан интернет-портал ГАС «Выборы».
  • Был разработан новый официальный сайт ФСБРоссийской Федерации по заказу Мининформсвязи РФ в рамках ФЦП «Электронная Россия» в интересах Центра информационной безопасности ФСБ Российской Федерации.
  • Компания «Систематика» реализовала проект по созданию и развитию систем защиты информации органов исполнительной власти Ленинградской области
  • Компания «Систематика» модернизировала телеком-инфраструктуру Химического корпуса Санкт-Петербургского политехнического университета
  • Компания «РСТ-Инвент» установила RFID-оборудование в Калининградской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара

Результаты деятельности:

Выручка компании за 2007 год — $390 млн. Суммарная выручка компаний, входящих в «Группу Компаний Систематика», по итогам 2012 года составила 25,3 млрд рублей.

«Группа компаний Систематика» входит в топ-10 консалтинговых групп России по итогам рейтинга РА Эксперт за 2008[19] и 2009 годы.

«Группа компаний Систематика» занимает 2 место среди ИТ-компаний по выручке от проектов в госсекторе России по итогам ранкинга Tadviser в 2016 году

«Группа компаний Систематика» занимает 3 место в рейтинге крупнейших поставщиков решений для госсектора по итогам 2015 года по версии CNews.

«Группа компаний Систематика» занимает 4 место в рейтинге по годовой выручке от услуг системной интеграции и ИТ-консалтинга по версии Comnews, 2015.

«Группа компаний Систематика» занимает 13 место в рейтинге системных интеграторов по годовой выручке от проектов в телекоммуникационном секторе Comnews, 2015.

 

Техносерв

«Техносерв» — крупнейший российский системный интегратор. Основан в 1992 году. Приоритетные направления развития — реализация крупных, социально значимых проектов по внедрению, развитию и аутсорсингу инфокоммуникационной инфраструктуры, систем информационной безопасности, энергетических и инженерных систем, прикладных платформ масштаба крупного предприятия и отрасли. Примеры проектов:

·        Система анализа фотоизображений для Сбербанка России
·        Система хранения «ТНТ-Телесеть»
·        Центр обработки данных для «Технопарка-Мордовия»
·        Зонтичная система мониторинга ИВК «Технопарка-Мордовия»
·        Центр обработки данных для ОДУ Востока (ОАО «СО ЕЭС»)
·        Центр обработки вызовов «Системы 112» на территории Новосибирской области
·        Центр обработки данных для ОАО «Омский завод транспортного машиностроения»
·        Единая система мониторинга и администрирования (АС ЕСМА) в интересах ДИТ Москвы
·        Энергоцентр для Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра
·        Сеть видеоконференцсвязи для Верховного Суда РФ
·        Централизованная система поддержки пользователей и системы мониторинга ИТ-ресурсов в компании «Башнефть»
·        Программный комплекс контроля состояния ресурсов оборудования и клиентских сервисов ОАО «Башинформсвязь»
·        Резервный центр обработки данных для компании «Аэрофлот»
·        Архивный комплекс телеканалов семейства RT
·        Автоматическая система фотовидеофиксации нарушений ПДД «Перекресток» в Нижнем Новгороде
·        Инфокоммуникационная инфраструктура в Медицинском центре Дальневосточного федерального университета
·        Автоматизированный мониторинг узлов потребления энергоресурсов «АКАДО Телеком»
·        Мобильный центр обработки данных для «Корпорации «Иркут»
·        Единая корпоративная автоматизированная система управления трудовыми ресурсами ОАО «Российские железные дороги

 

 

Топ 10 ИТ-проектов ГЧП

8 июня 2016 года в Москве состоялся VIII Всероссийский конкурс «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора». Конкурс 2016 года оценивал проекты по пяти критериям: инновационность, доступность, масштабируемость, актуальность и прозрачность. Членами жюри выступили представители ведущих компаний российского ИКТ-рынка, профессиональных ассоциаций, органов государственной власти. [14]

С приветственным словом на награждении выступили директор департамента развития высоких технологий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Чернов, вице-президент ПАО «Ростелеком» Алексей Басов, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при Правительстве России, член правления Союза ИТ-директоров России Борис Славин, начальник Управления ИТ Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Малахов, начальник отдела городских телекоммуникаций и развития сетей связи Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Игорь Бушихин.

В номинации конкурса «Лучший облачный сервис» победителем стал «Ростелеком» за проект по созданию, внедрению, обеспечению функционирования аппаратно-программного комплекса единой информационной системы учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Московской области.

В номинации «Лучшее облачное приложение» победила группа компаний «Информационно-вычислительные системы» за проект по разработке информационной платформы и предоставлению сервиса автоматизации взаимодействия субъектов законотворческой деятельности Пермского края.

Специальной наградой в номинации «Выбор госсектора» Оргкомитет отметил оператора «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) за лучшие услуги связи для государственного сектора.

В номинации «Лучшая облачная АТС» победителем стало государственное унитарное предприятие Санкт-Петербурга «Автоматическая телефонная станция Смольного» за строительство телекоммуникационной инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти.

За вклад в развитие информационного общества Оргкомитет конкурса отметил проект компании «Гарант-Сервис Самара» по созданию государственной информационной системы «Охота» для департамента охоты и рыболовства Самарской области.

В номинации «Лучший поставщик облачного ПО» победа досталась компании «Ричмедиа» (бренд iSpring) за проект по организации дистанционного обучения в Московском Государственном медико-стоматологическом университете.

В номинации «Лучшее облачное решение» победила компания «1С-Рарус» за проект по разработке и внедрению подсистемы «Льготное детское питание» на основе модернизации государственной информационной системы «Автоматизированная система льготного лекарственного обеспечения в Новосибирской области».

В номинации «Лучший поставщик облачной инфраструктуры» наградой отметили достижения компании КРОК за проект по размещению в облаке КРОК платформы онлайн-курсов для «Национальной платформы открытого образования».

В номинации «Лучшее облачное решение для корпоративных клиентов» победителем стала компания «Кодекс» за проект по предоставлению доступа к профессиональной облачной справочной системе для территориальных подразделений органов исполнительной власти и государственных казенных учреждений города Москвы.

За вклад в развитие диалога государства и общества специальной наградой Оргкомитет конкурса отметил Институт региональной информатизации за проект по созданию независимой системы оценки качества оказания услуг центров занятости населения Астраханской области.

Специальной номинацией «Лучшее облачное решение для корпоративных клиентов федерального уровня» Оргкомитет конкурса отметил компаний «РТ-ИНФОРМ», «Ай-Теко» и Huawei за реализацию совместного проекта «Услуга 360» – программно-аппаратного комплекса на основе импортозамещенных компонентов и ПО. Решение создано для управления ИТ-сервисами на федеральном уровне: в масштабе госкорпорации «Ростех», объединяющей более 700 производств и организаций во всех регионах России.

 

 

Выводы.

Наиболее активными органами государственной власти являются ПФР, МВД, Федеральное казначейство, ФНС, Минкомсвязи. Они наиболее активно идут на проекты ГЧП, являются лидерами по наличию таковых проектов.

Наиболее востребованными тематиками являются: системы безопасности и мониторинга, электронное правительство, облачные приложения, системы управления движением, системы безналичной оплаты.

Из успешных проектов, которые оказались успешными (в стадии эксплуатации), можно выделить:

  • Проектирование, поставка оборудования, внедрение, эксплуатационно-техническое обслуживание и содержание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Нижегородской области компанией Ростелеком с инвестициями боле 850 млн. руб.
  • Создание автоматизированной системы видеоконтроля дорожной ситуации, фотовидеофиксации нарушений ПДД на территории Забайкальского края компанией Ростелеком с инвестициями 500 млн. руб.
  • Создание системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области компанией «Связь проект бизнес» с инвестициями 475 млн. руб.
  • Создание и эксплуатация системы контроля безопасности дорожного движения в Московской области компанией МВС ГРУП с инвестициями в более 3 млрд. руб.

Самыми успешными компаниями по выручке за 2015 год являются: Техносерв, Систематика, ITG, Ай-Теко, ЛАНИТ.

ЧГП в ИТ-сфере ещё продолжает развиваться и набирать обороты как по количеству проектов, так и по сумме финансов, что были выделены на проекты. В перспективе ожидается только увеличение числа таких проектов. При выборе проектов, для участия в таковых, следует опираться на результаты конкурса «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора». Победившие в них проекты являются самыми образцовыми и актуальными. Несмотря на то, что они уже реализованы, их реализация, масштабирование или проецирование требуется в других регионах. Например, в номинации «Лучшее облачное приложение» победила группа компаний «Информационно-вычислительные системы» за проект по разработке информационной платформы и предоставлению сервиса автоматизации взаимодействия субъектов законотворческой деятельности Пермского края, проект компании «Гарант-Сервис Самара» по созданию государственной информационной системы «Охота» для департамента охоты и рыболовства Самарской области — они могут быть так же реализованы в Краснодарском крае и других регионах, где подобное отсутствует.

Сами субъекты РФ заинтересованы в подобных проектах, поскольку их реализация повышает место субъекта в рейтингах (например, рейтинг развития информационного общества) на основе которых оценивают деятельность администрации субъекта РФ. Помимо этого, проекты ГЧП позволяют разделить ответственность за реализацию, что тоже подталкивает администрацию субъектов к развитию ГЧП деятельности.   В целом, ещё много проектов, которые ждут реализации. Государство всячески поддерживает это направление, происходит изменение законодательной базы в лучшую сторону по инициативам крупнейших игроков рынка ГЧП.

Частным компания выгодно участвовать в подобных проектах, поскольку это отличный способ компенсировать убытки от введенных Западом санкций. Это работает в обе стороны, субъекты РФ ограничены в работе с зарубежными компаниями, отечественные компании ограничены в работе с зарубежными заказчиками, что создает ещё большие предпосылки для развития рынка ЧГП. Вместе с этим положительно на рынок ГЧП влияют законы об импортозамещении, запретах использования зарубежного ПО в госструктурах, что делает сотрудничество между отечественным государственным и частным сектором ещё плотнее. Например, проект «Услуга 360» – программно-аппаратного комплекса на основе импортозамещенных компонентов и ПО, был высоко оценен на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора».

Подводя итоги, стоит отметить, что особый интерес представляют экономические показатели проектов ЧГП. Инвестиции, которые собирают проекты, заставляют смириться с «сырым» законодательством, которое, кстати, сегодня меняется в лучшую сторону. ГЧП в ИТ-сфере все ещё остается несколько неизведанным сектором, который расширяется и развивается, появляется всё больше проектов. Фонд развития и инноваций «Атом» продолжит мониторинг и в будущем представит информацию о достигнутых результата, как наиболее успешных, так и провальных проектов.

 

Ссылки

[1] Н. и. университет, «Бизнес модели концессионных и ГЧП-проектов в ИТ-отрасли,» Москва, 2017.
[2] Р. у. д. народов, «Государственно-частное партнерство в России,» Москва, 2015.
[3] Н. Д. С. А. Ю.А.Петров, «157778-7.PDF,» 2017. [В Интернете]. Available: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/31D721D29DBF16534325810D00268038/$FILE/157778-7.PDF?OpenElement.
[4] П. РФ, «Цировая экономика Российской Федерации,» 2017. [В Интернете]. Available: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
[5] РФ, ФЗ о Концессионных соглашениях, Москва, 2017.
[6] РФ, 2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Москва, 2017.
[7] РФ, 3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Москва, 2017.
[8] РФ, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Москва, 2017.
[9] П. РФ, 5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», Москва, 2017.
[10] М. область, Закон Московской области «Об участии в государственно-частном партнерстве», Москва, 2013.
[11] А. Санкт-Петербурга, Закон Санкт-Петербурга «Об участии в государственно-частных партнерствах», Санкт-Петербург, 2006.
[12] П. РФ, Федеральный закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Москва, 2017.
[13] Г. «Ланит», «Ланит,» [В Интернете]. Available: lanit.ru. [Дата обращения: 2017].
[14] Минкомсвязь, «Определена лучшая десятка IT-проектов для госорганов в России,» 2017. [В Интернете]. Available: http://minsvyaz.ru/ru/events/30661/.

 

Приложение 1: Проекты ГЧП

Сфера Отрасль Статус Форма Дата Срок реализации (лет) Публичный партнер Частный партнер Инвестиции
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Отбор частного партнера и подписание соглашения Концессионное соглашение (115-ФЗ) Нет данных 12 Министерство транспорта Республики Крым Нет данных 933 900 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Завершение Концессионное соглашение (115-ФЗ) 5 Удмуртская Республика (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики) н/д 540 500 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Отбор частного партнера и подписание соглашения Концессионное соглашение (115-ФЗ) 25 Правительство Орловской области ЗАО «АМТ ГРУП» и ООО «ИнжСтройКомплекс» 300 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Линии и иные объекты линии связи и коммуникаций Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 7 АДМИНИСТРАЦИЯ ИВАНОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БЕКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ н/д 350 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Отбор частного партнера и подписание соглашения Концессионное соглашение (115-ФЗ) 4 Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан н/д 900 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безналичной оплаты Прединвестиционный Инвестиционное соглашение или иная форма договора, предусматривающая создание и эксплуатацию объекта общественной инфраструктуры частным партнером 9 Правительство Республики Мордовия ПАО «КС Банк» Нет данных
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Отбор частного партнера и подписание соглашения Концессионное соглашение (115-ФЗ) 31.12.2017 11 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области ГК Транспроект 600 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Отбор частного партнера и подписание соглашения Концессионное соглашение (115-ФЗ) 01.05.2017 7 Правительство Оренбургской области УГМК «Телеком» 1 371 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Инвестиционный Концессионное соглашение (115-ФЗ) 28.12.2016 12 Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ПАО «Ростелеком» 890 932 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Отбор частного партнера и подписание соглашения Контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный контракт с инвестиционной составляющей 27.12.2016 5 ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» ПАО «Ростелеком» 592 348 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Инвестиционный Концессионное соглашение (115-ФЗ) 14.10.2016 12 Правительство г. Севастополя, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ООО «Безопасные дороги Севастополя» 1 533 846,5 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный контракт с инвестиционной составляющей 29.04.2016 3 Департамент информатизации Тюменской области ПАО «Ростелеком» 126 517 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 15.03.2016 12 Правительство Московской области ООО «МВС ГРУП» 4 943 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Нет 30.12.2015 5 Правительство Нижегородской области ПАО «Ростелеком» 210 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Нет 30.12.2015 5 Правительство Нижегородской области ПАО «Ростелеком» 250 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Автоматизированные системы централизованного оповещения Инвестиционный Нет 28.12.2015 5 Правительство Нижегородской области, 51 орган местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области ПАО «Ростелеком» 755 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Автоматизированные системы централизованного оповещения Инвестиционный Контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный контракт с инвестиционной составляющей 20.10.2015 6 Правительство Челябинской области (Областное государственное казенное учреждение «Центр гражданской обороны и защиты населения Челябинской области», Министерство экологии Челябинской области) Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» 152 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Нет 16.06.2015 5 Правительство Нижегородской области ПАО «Ростелеком» 257 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 29.04.2015 8 Министерство территориального развития Забайкальского края Бурятский филиал ПАО Ростелеком 500 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безналичной оплаты Эксплуатация Инвестиционное соглашение или иная форма договора, предусматривающая создание и эксплуатацию объекта общественной инфраструктуры частным партнером 25.11.2014 8 ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» ОАО «Универсальная электронная карта» 3 357 067 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Комплексные системы взымания платы, мониторинга и управления Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 29.09.2014 13 Российская Федерация в лице Федерального дорожного агентства Минтранса России ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» 28 900 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Инвестиционный Концессионное соглашение (115-ФЗ) 12.08.2014 13 Правительство Рязанской области ЗАО «Безопасные дороги Рязанской области» 901 508 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 11.08.2014 13 Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области ЗАО «Безопасные дороги Костромской области» 414 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Инвестиционный Инвестиционное соглашение или иная форма договора, предусматривающая создание и эксплуатацию объекта общественной инфраструктуры частным партнером 06.05.2014 6 Правительство Республики Мордовия (Мининформсвязи Республики Мордовия) ПАО «Ростелеком» 550 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Инвестиционное соглашение или иная форма договора, предусматривающая создание и эксплуатацию объекта общественной инфраструктуры частным партнером 31.01.2014 5 Правительство Тульской области ООО «Связь проект бизнес» 475 000 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы обеспечения безопасности и мониторинга Эксплуатация Соглашение о ГЧП (региональное законодательство) 14.01.2013 3 Правительство Нижегородской области ПАО «Ростелеком» 858 212 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы управления движением Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 24.12.2012 10 Администрация муниципального образования городской округ Иваново Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» 44 739 тыс. руб.
Информационно-коммуникационная Системы управления движением Эксплуатация Концессионное соглашение (115-ФЗ) 30.11.2011 10 Муниципальное образование городской округ Иваново Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» 43 354 тыс. руб.

Источник: РОСИНФРА

 

Приложение 2: Рейтинг органов государственной власти по ИТ-бюджету

 

Название ОГВ ИТ-бюджет в 2016 году, тыс. руб. ИТ-бюджет в 2015 году, тыс. руб. Динамика 2016/2015, %
1 ПФР 12 565 912 11 705 326 7,4
2 МВД 12 184 689 7 223 373 68,7
3 Федеральное казначейство 11 786 894* 7 925 467* 48,7
4 ФНС 11 210 106 8 565 094 30,9
5 Минкомсвязи 9 023 104* 2 170 770* 128,3
6 Судебный департамент при ВС РФ 7 961 715 6 677 092 19,2
7 ФТС 4 479 714 3 703 490 21
8 Минобороны 2 935 180 1 807 143 62,4
9 ФСС 2 728 255* 2 753 447 -0,9
10 Росстат 2 489 122 1 679 160 48,2
11 ФМС 2 301 988* 5 595 539 -58,9
12 Минтранс 2 063 643 2 214 802 -6,8
13 МЧС 1 603 535 2 629 579 -39
14 Минфин 1 521 729 1 165 353 30,6
15 Генпрокуратура 1 472 167 1 805 431 -18,5
16 ФССП 1 333 543 1 854 295 -28,1
17 ФСИН 1 304 588 2 054 144 -36,5
18 Росреестр 1 213 069 2 833 815 -57,2
19 Следственный комитет 1 089 214 2 702 549 -59,7
20 Минздрав 847 040 756 038 12
21 МИД 781 719 1 070 485 -27
22 Минэкономразвития 772 275 821 954 -6
23 Росавтодор 721 380 1 264 796 -43
24 Росприроднадзор 642 005 125 229 412,7
25 Роспотребнадзор 623 834 623 746 0
26 Минсельхоз 552 922 226 220 144,4
27 Росимущество 544 817 706 536 -22,9
28 Минтруд 466 014 358 612 30
29 Роскомнадзор 445 338 453 582 -1,8
30 Роструд 423 395 264 443 60,1
31 Минпромторг 422 418 876 322 -51,8
32 Росрезерв 420 856 500 426 -15,9
33 ФСКН 396 991 495 460 -19,9
34 ФСТ 366 616 228 446 60,5
35 Россельхознадзор 326 347 245 816 32,8
36 Ространснадзор 325 686 339637 -4,1
37 Минприроды 305 372 249 696 22,3
38 Рособрнадзор 298 587 447 440 -33,3
39 Ростуризм 280 637 200 508 40
40 Минрегион 277 232 251 207 10,4
41 ФФОМС 273 553 224 001 22,1
42 Счетная палата 272 610 244 138 11,7
43 Ростехнадзор 257 375 262 685 -2
44 Управделами Президента 220 856 624 827 -64,7
45 Росфиннадзор 217 990 274 419 -20,6
46 ФАНО 215 032 309 664 -30,6
47 Росстандарт 212 780 182 600 16,5
48 Минстрой 198 306 151 408 31
49 Минюст 195 600 223 006 -12,3
50 Минэнерго 182 460 856 979 -78,7
51 Росфинмониторинг 181 484 489 896 -63
52 Росздравнадзор 177 435 180 128 -1,5
53 Росалкогольрегулирование 176 697 416 870 -57,6
54 Росавиация 152 055 124 820 21,8
55 Верховный Суд 143 745 136 675 5,2
56 ФАС 139 869 165 894 -15,7
57 Росводресурсы 118 902 68 703 73,1
58 Минобрнауки 118 572 141 256 -16,1
59 Минвостокразвития 111 812 83 192 34,4
60 Росархив 110 131 88 293 24,7
61 Совет Федерации 100 732 165 024 -39
62 Роснедра 90 450 113 824 -20,5
63 Росграница 89 377 124 406 -28,2
64 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) 87 057 482 875 -82
65 Минкультуры 85 962 622 850 -86,2
66 Росаккредитация 75 088 45 488 65,1
67 Росморречфлот 65 998 16 798 292,9
68 ФМБА 55 633 56 514 -1,6
69 Росрыболовство 54 329 60 402 -10,1
70 Конституционный Суд 51 357 58 765 -12,6
71 Россотрудничество 39 550 52 910 -25,3
72 Минкавказ 38 727 45 923 -15,7
73 Минспорт 37 900 38 843 -2,4
74 Роспечать 35 003 33 064 5,9
75 Спецстрой 30 630 43 845 -30,1
76 Россвязь 25 699 27 146 -5,3
77 Росгидромет 18 885 20 053 -5,8
78 Росжелдор 17 562 13 983 25,6
79 ФАДН 15 165 12 004 26,3
80 ФСВТС 14 902 17 414 -14,4
81 Роспатент 13 278 13 278 0
82 Уполномоченный по правам человека в РФ 6 350 8 782 -27,7
83 ГФС 4 418 70 204 -93,7
84 Росмолодежь 1 952 3 158 -38,2
85 Центризбирком н/д 2 067 303 н/д
86 ВАС н/д 727 994 н/д
87 ФСБ н/д 193 000 н/д
88 Рособоронпоставка н/д 58 346 н/д
89 Рособоронзаказ н/д 37 397 н/д
90 Минкрым н/д 24 739 н/д
91 Роскосмос н/д 9 029 н/д
Всего 106 242 911 98 087 280 8,3

Источник: Исследование ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов

 

Приложение 3: Региональные бюджеты на мероприятия информатизации

Рисунок 14: Рейтинг регионов
Рисунок 14: Рейтинг регионов

 

Регион Общий объем финансирования в 2015 г., тыс. руб. Общий объем финансирования в 2016 г., тыс. руб. Изменение 2016/2015, %
1 г. Москва (1) 13838543 14602357 5,5
2 г. Санкт-Петербург(2) 2403653 2328945 -3,1
3 Московская область (30) 2222912 1637193 -26,3
4 Республика Татарстан (11) 1394161 1285064 -7,8
5 Новосибирская область (7) 898286 1269736 41,4
6 Ленинградская область (53) 912216 1129076 23,8
7 Республика Коми (29) 954054 1026334 7,6
8 ХМАО (3) 571731 831118 45,4
9 Ростовская область (25) 693074 800696 15,5
10 Самарская область (28) 367951 791834 115,2
11 Тульская область (34) 598175 745115 24,6
12 Челябинская область (24) 429259 645462 50,4
13 Тюменская область (6) 518514 629048 21,3
14 Республика Крым 66129 627277 848,6
15 Красноярский край (35) 600805 601606 0,1
16 Хабаровский край (9) 541677 590619 9
17 Камчатский край (36) 428867 484057 12,9
18 Воронежская область (45) 634735 441347 -30,5
19 Пермский край (23) 318681 342309 7,4
20 Вологодская область (40) 238021 303348 27,4
21 Белгородская область (32) 439851 300540 -31,7
22 г. Севастополь 100001 41958 10,7
67 Ивановская область (60) 92751 32693 -64,8
68 Новгородская область (42) 22589 32488 43,8
69 Республика Алтай (70) 48653 30021 -38,3
70 Чувашская Республика (13) 39892 29739 -25,5
71 РСО-Алания (77) 22644 29491 30,2
72 Омская область (39) 57585 27715 -51,9
73 Республика Карелия (10) 18842 27653 46,8
74 Нижегородская область (19) 40550 25573 -36,9
75 Республика Хакасия (47) 36220 25000 -31
76 Республика Тыва (78) 15928 19481 22,3
77 Республика Калмыкия (69) 11130 18000 61,7
78 Кировская область (65) 28684 13592 -52,6
79 Брянская область (73) 11849 13193 11,3
80 Костромская область (64) 19756 12636 -36
81 Республика Ингушетия (81) 19925 12460 -37,5
82 Чукотский АО (54) 18704 11060 -40,9
83 КЧР (76) 0 10998
84 Забайкальский край (72) 3110 6710 115,7
85 Чеченская Республика (83) 37491 1494 -96
Всего: Российская Федерация 36208470 38738894 7

Источник: Исследование ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов

 

 

 

Приложение 4: Выручка ИТ-компаний в госсекторе

Компания Выручка от проектов в госсекторе за 2015 год, тыс. руб. Выручка от проектов в госсекторе за 2014 год, тыс. руб. Динамика выручки 2015/2014
1 Техносерв 15 639 427 11 374 239 37,50%
2 Систематика 9 489 214 5 037 409 88,40%
3 ITG 8 528 880 7 982 640 6,80%
4 Ай-Теко 7 158 612 3 096 063 131,20%
5 ЛАНИТ 5 235 363 4 220 624 24,00%
6 КРОК 5 196 161 3 931 003 32,20%
7 Системы и Связь 3 519 000 3 014 000 16,80%
8 ФОРС 3 454 000 2 700 543 27,90%
9 Информзащита 2 637 596 1 528 586 72,60%
10 Астерос 2 265 696 2 093 115 8,20%
11 Tegrus 2 229 000 2 510 000 -11,20%
12 НИИ Восход 2 185 245 2 515 040 -13,10%
13 Maykor 1 929 415 2 237 365 -13,80%
14 БФТ 1 818 402 1 429 232 27,20%
15 Сириус 1 810 593 2 063 910 -12,30%
16 БАРС Груп 1 791 000 1 458 000 22,80%
17 Амтел-сервис 1 652 579 412 000 301,10%
18 Парус 1 605 670 1 719 040 -6,60%
19 РТ-Лабс * 1 500 000 500 000 200,00%
20 АйТи 1 402 500 1 650 000 -15,00%
21 АМТ Груп 981 602 933 190 5,20%
22 ЭОС 643 490 632 067 1,80%
23 Нетрика 518 730 312 403 66,00%
24 Сервити 487 000 217 000 124,40%
25 Comparex 432 113 241 265 79,10%
26 Национальный центр информатизации 420 000
27 Артвелл 329 000 280 000 17,50%
28 Норбит 302 800 249 200 21,50%
29 УЦСБ 295 520 187 495 57,60%
30 Digital Design 281 000 240 000 17,10%
Итого 85 739 608 64 765 429

Источник: Исследование ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов


Аналитик и автор исследования: Ивлев Александр Владимирович

Поделиться

Теги: | | | | | |

Подпишись на новые версии документов